Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:03
Москва
21 сентября ‘20, Понедельник

Александр Зельдович: важно знать контекст

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Почему важная тайна. Система смысловых координат и умение быть простым и сложным. Кинофестиваль «2morrow\Завтра» и Infоx.ru представляют проект «Киношкола».

Александр Зельдович: «Я считаю, что режиссер должен быть человеком в общем образованным. Он должен понимать, в каком контексте он находится. И где находится этот контекст. Если ты находишься в русском контексте и не претендуешь вылезать за его пределы, то хотя бы нужно понимать, как этот русский контекст соотносится с общемировым. Где ты работаешь: жанрово, тематически, идеологически? Надо точно знать, где ты располагаешься, где ты хочешь или наоборот не хочешь располагаться, какие рамки хочешь ломать. И надо уметь рассказать об этом своим коллегам и артистам. Надо представлять себе общекультурный контекст. Если ты употребляешь какие-то слова… Скажем, вот это у нас – китч, а это будет – барочная сцена, а вот это – минимализм, одна стенка, один гвоздик и одно лицо… Если употребляешь эти слова, а они нужны, они дают довольно точный стилистический адрес, отсылку куда-то, надо знать, что они значат.

Александр ЗельдовичСценарист, кинорежиссер. Родился 4 декабря 1958 года в Москве. В 1980 году окончил факультет психологии МГУ. Два года проработал психотерапевтом в московских больницах. Затем поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино…

Важно знать вообще изобразительное искусство и современное искусство, в частности. В актуальном искусстве разрабатывается множество смысловых и пластических идей, которые потом востребуются в кино. Равно как и наоборот. Качественные режиссеры это знают, это видно. Степень художественной эрудиции всегда видна, даже если человек снимает фильм про войну или боевик. В любом случае ты имеешь дело с тем, что называется выразительность. Выразительность бывает опять же разная в разное время, в 20-е годы одна, в 60-е – другая, а нынче – третья.

В «Красной пустыне», о которой мы говорили до того, как вы включили камеру, видно, что Антониони очень хорошо ориентировался в современном ему изобразительном искусстве. Там даже в интерьерах пятна на стенах явно под Ротко или Фрэнка Стеллу. Это очевидные цитаты. Позже Баз Лурман, например, довольно хорошо ориентировался в поп-арте. А Спилберг и Коппола хорошо знали фильмы Птушко. А у того же База Лурмана в «Мулен Руж» есть очевидная цитата из фильма «Цирк» Александрова.

Зельдович рекомендует1. Стэнли Кубрик «С широко закрытыми глазами» 2. Стэнли Кубрик «Цельнометаллическая оболочка» 3. Стэнли Кубрик «Космическая Одиссея 2001» 4. Сергей Бондарчук «Война и мир» 5. Сергей Бондарчук «Ватерлоо» 6. Андрей Тарковский «Андрей Рублев» 7. Андрей Тарковский «Солярис» 8. Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» 9. Жан-Пьер Мельвиль «Полицейский» 10. Жан-Пьер Мельвиль «Красный круг» 11. Кэрол Рид «Третий человек» 12. Орсон Уэллс «Гражданин Кейн»

Задача кинематографа, помимо всего прочего, как-то отражать время, реагировать на него. А время меняется, поэтому должны меняться и инструменты, с которыми ты работаешь. Скажем, на нынешнем этапе мне не очень понятно разделение на авторское и неавторское кино или, вернее, на арт-хаус и не арт-хаус. Я считаю, что можно говорить о сложном и быть достаточно внятным и интересным многим. Можно быть изощренным и достаточно универсальным при этом. На каком-то уровне тебя будут воспринимать многие, на каком-то – меньшинство поймет сейчас, а когда-нибудь потом это будет доступно большинству. Это некий размер предложения. Сложность тоже является инструментом. Внятность является инструментом. Где надо – можно быть понятным, а где-то надо что-то скрыть, можно сделать некую тайну и заманчивость. Кстати, тайна важна. Вещь должна быть таинственной».

Продолжение следует.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Владислав Шапша провел совещание по прогнозу социально-экономического развития Калужской области
Реклама