Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:17
Москва
28 сентября ‘20, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Наталья  Розина
Президент некоммерческой организации Центр «Устойчивое развитие», координатор экологического федерального проекта ОНФ «Генеральная уборка», эксперт общественной организации «Деловая Россия»

Экопросвещение бессмысленное и беспощадное

Опубликовано
Текст:
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Непонятно зачем людям в России постоянно внушают мысль о неготовности к раздельному сбору вторичного сырья (РСО).

Мне еженедельно предлагают поучаствовать в том или ином проекте по экопросвещению детей или взрослых. Мол нужно постоянно жителей учить, просвещать, уговаривать и мотивировать. Что только через много лет, когда это «население» всему научится, раздельный сбор внедрят в каждом дворе.

Экопросветители рассказывают как ужасен пластик в океане, пугают опасностью свалок и мусоросжигания; учат правильной раздельной сдаче макулатуры на переработку. Часто эта просветительская информация противоречива и только путает людей. Но хуже всего, что только у 24% жителей страны контейнеры для РСО стоят в шаговой доступности.

Психологи знают о состоянии фрустрации — это когда от тебя требуют обязательно сделать то, что выполнить невозможно ни при каких обстоятельствах. Именно это происходит сейчас с экопросвещением.

Европейский опыт 

В Европе РСО базируется на т.н. «расширенной ответственности производителя» (РОП). Загрязнитель убирает из мусора 100% упаковки или должен заплатить за это. Транснациональные корпорации-производители газировок и йогуртов в пластиковых упаковках платят в Европе 100% РОП за счёт которого до 90% упаковки отправляют на переработку.

Раздельный сбор за счёт РОП быстро реализуется без участия государства: плательщики-загрязнители сами договариваются с переработчиками, ритейлерами или домохозяйствами об организации РСО. На средства РОП в Европе устанавливаются контейнеры для РСО, фандоматы для сбора бутылок и банок и внедряются другие способы сбора вторичных материальных ресурсов.

Российская реальность

В России РОП не превышает 20%, а раздельный сбор доступен только 24% жителей. Видите совпадение по числам? А вместо внедрения РСО транснациональные корпорации вкладывают средства в создание бесконечного количества «экопросветительских программ», с которыми они идут к нашим детям: в школы и уже даже в детские сады.

Добившись для себя экономного уровня экосбора и РОП, они фрустрируют наших детей постоянно «обучая» их тому, что выполнить невзможно. Дети приносят эти знания домой, что вызывает и у большинства родителей только раздражение, поскольку сдать вторичное сырьё просто некуда, а копить его месяцами в квартире не каждый может и хочет.

Так какова истинная цель бесконечного экопросвещения: забота об экологии или ещё один способ раскачивать лодку?

Принятие и немедленное введение в действие закона о 100% РОП — вот решение проблемы мусора в России. Едва это произойдёт — по всей стране как грибы вырастут контейнеры для РСО, фандоматы и пункты приёма вторичного сырья за деньги, куда жители принесут вторичное сырьё.

По подсчётам экспертов, программа по полной переработке вторичного сырья даст прибавку к ВВП страны до 3%.

Так что первично: экопросвещение или организация раздельного сбора? Ответ прост: при отсутствии контейнеров для вторичного сырья — экопросвещение бессмысленно. А при наличии точек приёма вторичного сырья экопросвещение становится ненужным.

Экопросвещение без раздельного сбора — вредно и опасно для жителей, для переработчиков и для государства. Нам не нужно экопросвещение. Нам нужны контейнеры для раздельного сбора в каждый двор.

Давайте тратить деньги с умом!

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Реклама