Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:35
Москва
30 сентября ‘20, Среда

Мнения и аналитика INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Мусорный тариф: из огня да в полымя

Опубликовано
Текст:
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Читая материал о снижении единых тарифов региональных операторов с помощью политической воли руководителей субъектов РФ, я вспоминала свою соседку, которая поговаривала: «Ха! С деньгами каждый дурак может в магазине продукты купить. А ты попробуй без денег!».

Именно так, без денег, предлагается работать региональным операторам, и выполнять Территориальные схемы, пусть даже и никудышные, и не просто так туда-сюда отходы возить, но и строить сортировочные линии, мощности по утилизации, покупать новые мусоровозы и даже кое-где ставить контейнеры для раздельного накопления отходов.

Да, реформа продумана не идеально, в ее концепции много противоречий, порождающих конфликт интересов участников «мусорной» отрасли. Об этом много пишется, говорится и даже почти кричится. Но положение дел требуется улучшать, а не ухудшать.

Региональные власти жалуются, что, дескать, нет инвесторов. Инвесторов можно понять: законодательная база РФ больше похожа на сели и оползни, чем на надежный фундамент для ведения бизнеса. И в такой непростой ситуации снятие социального напряжения путем сокращения единых тарифов для регоператоров — это еще один сигнал о том, что в России инвестиционный климат крайне неблагоприятный.

Положение губернаторов напоминает сказку про камень-указатель: налево пойдешь — жители взбунтуются, направо пойдешь — регоператоры взбунтуются. Третий указатель — про отставку, я так думаю. Но где же выход?

Выход там же, где и вход. Просто надо делать все правильно с самого начала. Потому что существуют способы сделать и населению хорошо, и региональному оператору, и губернатору.

Прежде всего, не могу не заметить, что жители России очень мало платят за работу со смешанными ТКО. Этих денег раньше хватало только для того, чтобы отвезти отходы на помойку, да и то не всегда.  А сегодня их, даже раздельно собранные, надо доставить на переработку. Поэтому, как ни крути, а раскошелиться придется. Другой вопрос, что размер тарифа должен стимулировать граждан участвовать в раздельном сборе, и тем самым экономить, а размеры платежей в бюджет для субъектов расширенной ответственности (РОП) — стимулировать этих «субъектов» самостоятельно инвестировать в отрасль.

Для вовлечения жителей в раздельное накопление учет отходов следует вести по фактически образованным объемам. Тогда УК и ТСЖ начнут искать возможности для внедрения раздельного накопления отходов в своих дворах, объединять усилия, сотрудничать с муниципалами.

Тут есть загвоздка. Всем уже известно, что раздельное накопление невыгодно регоператорам? Но они не виноваты, такими их уж мама родила. Нужно «прооперировать» нормативно-правовую базу так, чтобы заработок регоператора зависел не от количества вывезенных смешанных ТКО, а от количества вторсырья, отправленного на утилизацию. Тогда регоператор и сам будет контейнеры ставить на площадках, и с заготовителями сотрудничать.

И на этом этапе к региональным операторам придет помощь в виде денег от субъектов расширенной ответственности. Тут тоже есть загвоздка. Понятно, что при существующих ставках экосбора и нормативах утилизации деньги эти напоминают скорее подаяние, чем инвестиции. Именно поэтому необходимо сделать следующий шаг: повысить ставки и нормативы. В конце концов, почему при выпуске на рынок 100% ПЭТ бутылок производитель несет ответственность только за 20%. Это что за ответственность такая усеченная?

Эти важные корректировки в законодательстве позволят разрубить гордиев узел, затягивающий петлю на шее субъектов РФ: региональным операторам, населению и товаропроизводителям будет выгодно одно и то же — побольше утилизировать и поменьше захоранивать.

И напоследок. Доверие населения очень легко потерять и трудно восстановить. Для предотвращения социальных конфликтов лучше всего действовать открыто и прозрачно. Попробуйте разъяснять людям, из чего состоит тариф, и для чего нужны эти деньги, и почему их надо потратить именно на сортировку смешанных отходов, а не на контейнеры для макулатуры и пластика. И тогда, когда все тайное не сможет не стать явным, власти регионов и сами увидят свои ошибки. И, может быть, не захотят их делать.

Ну, а если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Реклама