Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:32
Москва
28 сентября ‘20, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Грабли мусоросжигания и неперерабатываемая упаковка

Опубликовано
Текст:
Фото: ТАСС

Необходимость мусоросжигания объясняется тем, что существует некая (почему-то в разных странах разная) доля отходов, которые невозможно переработать и нет места захоронить.

Почему же товары, произведенные человеком для человека из природных ресурсов с использованием научно-технических знаний невозможно тому же человеку переработать? В большинстве случаев речь не идет о технической невозможности. Наиболее часто встречающийся аргумент — экономически нецелесообразно.

Возьмем глазированный сырок или мороженное в индивидуальной красочной упаковке. На упаковке написано, что это полипропилен. Но с обратной стороны он выглядит как фольга, и такой полипропилен не востребован у переработчиков, потому что на самом деле он еще и фольгированный. Если вы возьмете пельмени, то на упаковке будет знак рециклинга и цифра 7. Это значит, что в этом пластиковом пакете намешано много полимеров, у каждого из которых свой метод переработки, а для их смеси такого метода нет.

В моем детстве тоже было мороженое, сырки и пельмени. Но их заворачивали в картон или плотную бумагу. А мороженное — в вафлю. Ням. И вот я жива и невредима, сижу и пишу этот текст. Почему же сегодня производитель не переходит на картон и плотную бумагу? Или вообще не отказывается от полиэтилена в пользу вафли?

Дело в том, что с одной стороны, санитарно-эпидемиологическое законодательство с годами ужесточилось и теперь просто требует индивидуальной упаковки для каждой крошечки продукта. А с другой стороны — продукт должен долго сохраняться свежим и вкусным. Для этого не только в него пихают всякие консерванты, но и вокруг него должна появляться всякая эффективная оболочка. Производителю надо, чтобы мы купили продукт и были им довольны. Мусоросжигательный завод его не волнует.

Фольгированный полипропилен без всякого сомнения продлит срок годности вожделенного сырка, но сама упаковка пойдет или на помойку или в печь. Почему производитель не работает над тем, чтобы эту упаковку собрать и переработать, сколько бы это ни стоило? Во-первых, потому что он не обязан делать это самостоятельно, а может откупиться платежом в бюджет. А во-вторых, самому это делать дорого. И стоимость этой затеи с переработкой будет заложена в цену продукта. Глазированный сырок может стать на 5-10 рублей дороже. И станет неконкурентноспособным по сравнению с тем сырком, который по «инновационной» технологии будет завернут в пергаментную бумажку.

А вот если у производителя не будет возможности заплатить в бюджет и поставить галочку, то ему придется искать способы или снижать себестоимость переработки такой упаковки, или заменять ее (упаковку) легкоперерабатываемым аналогом. Потому что конкуренция — великая вещь. Но это работает только в том случае, если у нас не будет прожорливых МСЗ, и производства топлива РДФ.

Когда в декабре 2016 года я была на семинаре с немецкими коллегами, которые рассказывали, как у них все «это» устроено, мы обсуждали проблему упаковки со знаком «7». Я спросила их: «Почему вы не стимулируете своих производителей менять упаковку на перерабатываемую?», на что получила ответ: «А чем тогда мы будем загружать наши МСЗ? Ведь они у нас уже есть!»

Думаю, что «экономическая нецелесообразность» — это не аргумент для отказа от переработки, а симптом несовершенства системы управления отходами. И нам надо решить: мы закрепляем для себя эту несовершенную систему (и тогда нам нужны МСЗ), или мы реформируем отрасль сразу как надо, без наступления на европейские грабли.

Ну, а если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Реклама